Приветствуем

Воскресенье, 24.06.2018, 16:00

Вы вошли как Гость | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

При  том, что в душах грязь и гнилость
Лучится  свыше  Благодать ...
Столь  велика  к нам Божья милость,
Что  невозможно  передать! ...

Протоиерей  Андрей Логвинов

 Протоиерей Михаил  Овчинников:  выдержки  из  книги
«Терновый  венец  болезни».

ДУХОВНАЯ  СТОРОНА   БОЛЕЗНЕЙ

    Многих волнуют причины, по которым человек заболевает раком или иной тяжёлой болезнью. Но ответа нельзя найти, не рассмотрев духовной стороны заболевания. Интересный анализ проведен авторским коллективом медиков под руководством петербургского врача и священника о. Сергия Филимонова в книге «Православная Церковь и современная медицина».

    В ней идёт речь о трёх видах болезней - телесных, душевных и духовных. Говоря об этих понятиях, уместно вспомнить о труде под названием «Дух, душа и тело» святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, профессора, доктора медицины.

    Телесные болезни - это те, в основе которых лежит временное или постоянное изменение структуры тканей человека от молекулярного до макро-уровня. Они приводят  к  нарушению нормальной работы органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.). Лечение таких болезней происходит в больницах и клиниках.
  Каково же значение тела в составе человеческой природы? По учению Церкви, тело, по сравнению с душой, есть низший элемент человеческой природы. Без души оно мертво, оно - прах (см.: Быт.3; 19), чем и было до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еккл. 12; 7). Тем не менее, оно - существенная составная часть природы человека, «храмина» (см.: 2 Кор. 5; 1; cр.: 2 Петр. 1; 14) и сосуд души (2 Кор. 4; 7).
Тело предназначено быть неразлучным спутником и сотрудником души во всех ее отправлениях и действиях, быть ее служебным орудием. В зависимости от духа оно может сделаться как сосудом греховной нечистоты и скверны, так и храмом Духа Божия (см.: 1 Кор. 3; 16-17).
Добро и зло человек делает с помощью тела, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, - доброе или худое» (2 Кор. 5; 10). Болезнь может возникнуть у человека с Божьего попущения через нечистую силу, как у Иова, когда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (ИОВ. 2; 7). Причиною болезни может быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: «глупца убивает гневливость, и не смышленного губит раздражительность) (ИОВ. 5; 2); а с другой стороны, «кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей» (Притч. 14; 30).
Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь < ... > от пресыщения  многие  умерли, а  воздержный  прибавит  себе  жизни» (Сир. 37; 30-34).
    Однако в любом случае считается, что  болезнь как таковая — попущение  Божие за  грехи.
Кроме телесных, бывают болезни душевные - связанные с изменением состояния психики человека, не укладывающиеся  в общепринятые рамки человеческого поведения, мышления.
Душа - « ... совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям» .
Душа, психика - это некая жизненная сила, данная человеку свыше Богом:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал  человек  душею  живою» (Быт. 2; 7).
Ветхий Завет повествует об образе сотворения души.

 В Новом Завете Иисус Христос говорил Своим ученикам о бытии души: «Не бойтесь убивающих  тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10; 28).
О высоком преимуществе души человеческой пред земным и чувственным Он говорит:
«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16; 26).
Душа - это символ, синоним жизни, но не ее источник. Источник жизни - Бог, действующий посредством Своего духа.
Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира - материальный и духовный. Процесс их разделения, то есть смерти, так страшен и томителен для человека потому, что он перестает быть человеком. Несомненно, душа нуждается в теле, а тело в душе. Душа несовершенна без тела, а тело несовершенно без души.
Всякая духовная деятельность тесно связана с мозговой; всякая мозговая деятельность имеет духовный аспект. Человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, наркотического воздействия, не сможет рассуждать здраво, так же, как и самый великий музыкант не смог бы исполнить шедевр на разбитом фортепиано. Душа не будет свободна в своем выборе, если ее парализует плохая работа организма. Существует разрываемая только смертью органичная связь между душой и телом. Через болезнь уже начинает проявляться власть смерти над телом человека, и поэтому Библия касается, в основном, духовного значения болезней.
 Но бывают и духовные заболевания - те, при которых страдает дух человека, хотя нередко одновременно с этим и душа, и тело.
«Дух человеческий (душа, обогащенная Божественной благодатью, несущей в себе частицу Божества) есть дыхание  Духа  Божиего ... »15.

<<...Душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, "Божественная  струя", животворящее  присутствие  Духа  Святого»16.
Человек имеет добрый (здоровый) дух, когда живет по-христиански, в соответствии со святыми Божиими заповедями, и злой (нездоровый, поврежденный), если совершает грехи, живет греховной жизнью. Духовными болезнями, которыми мы все страдаем, являются грехи, страсти и пороки, отделяющие нас от Бога. Такие, например, как гордость, тщеславие, леность, печаль, любостяжание, чревоугодие, гневливость, блудная страсть и т. д.

« ... Любящий  себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света, - их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе - то, что временно», - пишет архимандрит Рафаил (Карелин).     .
  Из-за повреждения здорового духа душа становится одержимой нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Однако, как ни страшен натиск врага рода человеческого, верующий человек ощущает нескончаемую помощь Господню.
     Конечно, говоря о конкретной болезни конкретного человека, никто не скажет, какова именно причина или комплекс причин болезненного состояния (это знает только один Бог!), но то, что при этом всегда в каких-то проявлениях присутствует  грех и влияет на нас  - это точно.
Не хотелось бы, чтобы, читая всё написанное выше, человек воспринимал свою болезнь как «жестокое» наказание за грехи. Вспомнив добровольную смерть Иисуса Христа за грехи наши, мы поймем, что Господом в отношении нас руководит милость. Болезнь же часто бывает именно актом милости к погибающей в грехах душе, тем единственным лекарством, которое способно начать ее исцелять. В нашей воле - принять это лекарство и начать исцеление или же отвергнуть милость  Божью.      Вспомните,  как Господь с  любовью искал одну погибающую заблудшую овцу, оставив сотни благополучных. Нет у Господа ненужных людей. Заблудшие сыновья - есть, но мы помним по евангельской притче, как встречал  Отец это свое заблудшее дитя ...

  Не только священники, но и врачи все чаще приходят к выводу: очень  часто рак и другие  заболевания  физического  тела - это расплата человека за разрушительные эмоции, мысли и дела. Но здесь очень важно подчеркнуть: не наказание, не кара, а именно расплата. Так же, как разрушение организма, например, алкоголика - не кара «свыше», а неизбежное следствие отравления.

Оказывается, неспособность человека контролировать свои отрицательные эмоции увеличивает даже время заживления ран, не говоря уже о более серьезных недугах. К такому выводу пришли сотрудники Государственного Университета Огайо в результате эксперимента с участием 98 добровольцев. Как выяснилось, у раздражительных людей раны заживали значительно медленнее по сравнению с теми, кто обладал более спокойным характером. По мнению авторов исследования, замедленное заживление ран может быть связано с повышенным уровнем гормона  кортизола. Ученые отмечают также, что полученные ими данные подтверждаются результатами предыдущих исследований. В частности, некоторое время назад было установлено, что на скорость восстановления поврежденных в результате травм тканей могут влиять такие факторы, например, как семейные ссоры.

Таким образом, даже научные исследования подтверждают, что болезнь является следствием того, что человек (иногда сам того не подозревая) нарушил и исказил свою связь с Источником Жизни, с Вседер¬жителем.  Православные христиане считают, что болезнь является своеобразным предупреждением: восстанови  нарушенные связи, подумай, как ты живешь?
Как только человек приходит к осознанию этого предупреждения, начинают восстанавливаться связи. И если в дальнейшем преобладают добрые мысли, дела во славу Божию, на благо людей, если человек перестает разрушать свое здоровье (соблюдает Богом данный ритм жизни организма - питание, движение, распорядок дня и т. д.), болезнь постепенно отступает.
Когда же человек упорствует в своем невежестве, эгоизме и усугубляет свои ошибки - думает, что его вылечат за деньги, то «урок» преподается в более «понятной» форме, вплоть до физического разрушения организма. Примеров тому - миллионы.
Исходя из этого, становится понятным, почему существует так много способов лечения. У каждого   больного нарушены те или иные связи ( очень индивидуальные) либо сумма этих связей. Если применить для их восстановления весь комплекс тех или иных средств (в первую очередь, духовных), может наступить полное выздоровление. Если же происходит частичное восстановление - значит, человек «застрял» в болезни. Ну а если «лечишься не в том направлении», то и результат получишь нулевой или отрицательный.
Особенно важно понять, в какой из двух «частей» организма преимущественно произошло нарушение в духовной форме жизни (из-за эгоистических эмоций, отсутствия любви, например), либо в физическом теле (от внутренней грязи из-за запоров, шлаков,  токсинов, паразитов и т. п.). В соответствии с этим надо и выбрать лечение, начинать работать над собой.
Но чаще всего происходит наложение одного фактора на другой, усугубляющее болезненное состоя¬ние организма. В любом случае мы должны понять, что болезнь - это не некое «наказание» за неправильную жизнь, а  результат  неправильной  жизни.

Поиск